Био-Mеханика
Владимир Мартиросов
2009
Игра с традицией, особенно с модернистской традицией в современном российском искусстве – вещь редкая. Результатом космополитизма конца ХIХ начала ХХ века в культуре стало признание равноправия различных эстетик без оглядки на время и обстоятельства их возникновения. Условность японского театра, выразительность японской каллиграфии были открыты модернистами как традиция для нового европейского искусства.
Не только изобразительное искусство, но и театр, кино, дизайн испытывали влияние древних культур. Всеволод Мейерхольд в России, Макс Рейнхардт в Германии в своих экспериментах ориентировались на эстетику театра Но и театра Кабуки, Сергей Эйзенштейн призывал к «умному воровству» и использовал законы японской композиции для создания нового киноязыка.
С тех пор знаки уважения и почитания японской культуры не исчезают из современного искусства. Лучшим российским тому примером стал короткометражный мультипликационный фильм Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой на стихотворение Мацуро Басе из цикла «Зимний день» 2007 года, вошедший в цикл экранизаций, снятых известными мультипликаторами по инициативе Кихатиро Кавамото.
Мобильные объекты Владимира Мартиросова, сплетенные из бамбуковых пластин, походили бы на сценические объекты в театре Но, если бы не хитроумные механизмы, заставляющие их «дышать», распускаться, посвистывать и проявлять другие признаки жизни. Механическое движение будит желание угадать по остову, скелету «лицо» некогда и где-то существовавшей формы жизни. Но названия работ и серий («Морское», «Листья», «Иголки») лукавят, намекая на реальное существование прототипов.
В отличие от «мóбиле» Александра Колдера, или объектов группы «Движение», в основе электро-кинетических композиций Владимира Мартиросова не абстрактное, а фигуративное изображение, вернее его фрагменты, в этом их сходство с композициями знаменитого швейцарского художника Жана Тэнгли (московский зритель имел возможность увидеть его ретроспективу в начале 1990-х в ЦДХ). Как и Жан Тэнгли, Владимир Мартиросов собирает оригинальные конструкции из узнаваемых деталей.
Вслед за театральными экспериментаторами начала ХХ века, инсталляция как жанр не приемлет невидимую стену, отделяющую зрителей от действия. Погружение в атмосферу выставки происходит благодаря хрупкости и эфемерности объектов, вызывающих сочувствие, и «конкретности» звуковой партитуры. Включенность как буквальная характеристика объектов будто бы распространяется на восприятие, отменяя возможность холодного наблюдения. Оппозиция «биологическое»-«механическое» всякий раз по-новому представляется в композициях. Иллюзия присутствия в мире сюрреальных существ то и дело прерывается звуками, сопровождающими работу шестеренок, моторчиков, рычагов – механизмов исчезающей под нашествием электронных устройств эпохи индустриальных революций.
Юлия Лидерман